Линга

В христианских храмах центральный образ – Христос или Дева Мария, в буддистских – Будда, в индуистских – Вишну, Лакшми, Кали, Хануман и другие божества, а почти во всех шиваитских храмах на алтаре установлен камень с округлым верхом. Этот камень называют Шива-линга, символ Бога Шивы. Хотя любой шиваит скажет вам, что это и есть Шива – тот, кому лучше всего подходит слово «бесформенный», лишенный формы. В этом образе нет ничего человекообразного, трудно заподозрить в нем человеческие эмоции и пристрастия, он вне качеств, над ними. Здесь нет отвлекающих деталей и украшений, образ предельно простой. Говорят, что форма Шива-линги такова, что глядя на него очень легко сосредоточиться, ум сам собой успокаивается. С глубоко древности люди используют этот образ, чтобы сосредоточиться на Высшем Духе, на Том, который за пределами форм и качеств.

***

Слово линга – санскритское, пишется लिङ्ग (линга). В современные индийские языки оно перешло в форме «линга» (или даже «линг»), на хинди пишется लिंग. Так что учитывайте: хотя в русском языке прижилось слово «лингам», но если вы хотите, чтобы вас понимали индийцы, говорите «линга».

В словаре «The Student’s Sanskrit-English Dictionary» (Vaman Shivram Apte) приводится более 10 значений слова линга, основные из которых следующие:

  1. символ, знак, метка, маркер, признак, символическое изображение, отличительная черта;
  2. признак, симптом болезни;
  3. доказательство, факты, данные;
  4. идол, образ божества;
  5. род в грамматике (например, «стри линга» – «женский род»);
  6. мужской половой орган

Характерный пример использования слова «линга» можно найти в «Бхагавад Гите». Арджуна спрашивает Шри Кришну: «Каковы признаки человека, который превзошел гуны?» (Гл.14-21) В этом предложении слово «признак» в санскритском оригинале – «линга» .

Чаще всего встречающееся, главное значение слова «линга» – знак, символ чего-либо. Таким образом Шива-линга – символ Господа Шивы.

Свами Шивананда в книге «Господь Шива и его почитание» объясняет что такое линга таким образом:

«Линга на санскрите – «знак». Это символ, который указывает на подразумеваемую причину. Если вы видите, что вода в реке поднялась очень высоко, вы понимаете, что причиной тому прошедший накануне сильный дождь. Если виден дым, вы понимаете, что что-то горит. Весь этот огромный мир, полный бесчисленных форм, — Линга Всемогущего Господа. Когда вы смотрите на Лингу, ваш ум возвышается и вы начинаете размышлять о Господе.»

Мнение, что шиваиты поклоняются фаллическому символу, распространяют в основном западные комментаторы. И хотя это представление опровергали (аргументированно) все известные деятели индуизма, начиная со Свами Вивекананды и заканчивая современными представителями шиваизма, все же оно очень живуче. Вобщем-то ничего удивительного – немногие захотят разбираться в философии, когда предлагается готовое будоражащее воображение объяснение чужой веры.

Свами Шивананда в книге «Господь Шива и его почитание» говорит:

«Подверженный страстям, любопытный, нечистый иностранец, мало склонный к разуму и пониманию, произносит с оттенком сарказма: «О, индусы почитают фаллос, половой орган! Они — невежественный народ. У них нет философии». Когда иностранец пытается выучить тамильский язык или хинди, он в первую очередь старается нахвататься вульгарных словечек. Такова природа его любопытства. И поэтому любопытный пришелец старается выискать какие-нибудь недостатки в поклонении этому символу. Линга — лишь внешний символ лишенного форм бытия Господа Шивы, неделимого, всенаполняющего, вечного, благого, пречистого, бессмертной сущности этой огромной вселенной, Того, Кто — Душа неумирающая, восседающая в покоях вашего сердца, Обитающий в вас, наисокровеннейшая сущность Я, Атман, идентичный высшему Брахману.»

***

Объяснение того, почему слово «линга» используется как синоним слова Шива, можно встретить в «Анубхава Сутре»:

«То, в чем растворяется весь мир, живой и неживой, а также откуда мир снова возвращается – эту сущность мудрецы называют линга.» (А.С. 3:3)

Слог «ли» в роли глагольного корня означает «растворяться», слог «гам» – «идти, приходить». Т.е. линга – это то, в чем в конце концов все растворится и откуда мир появится снова.

«Причина того, что все живые существа исчезают и появляются вновь – это и есть линга. Т.е. сам Шива, как имеющий форму, так и бесформенный.» (А.С. 3:4)

Причина исчезновения («лайя», от корня «ли») и прихода («гати» от корня «гам») в мир всех живых существ – высшая Сущность, которую в шиваизме называют Шива. Поэтому линга – это синоним Шивы. Этот Шива-линга может обладать формой, а может и быть бесформенным.

***

Шиваиты считают, что у человека есть три тела – причинное тело, тонкое тело (наш ум и жизненная энергия-прана) и физическое тело, и Господь Шива проявляется на этих планах в виде бхава-линги, прана-линги и ишта-линги.

«Бхава-линга – это высшая сущность, он не имеет формы. Его можно познать только через ощущение. Основная характеристика бхава-линги – вечность («сат»), т.е. бхава-линга не зависит от времени, неизменен в прошлом, настоящем и будущем.
Прана-линга может как обладать формой, так и быть бесформенным. Он находится в уме и пране и может быть познан при помощи ума. Признак прана-линги – сознание («чит»).
Ишта-линга обладает формой, его можно увидеть обычным зрением. Приставка ишта- указывает на то, что он исполняет желания («ишта») тех, кто ему поклоняется. Признак ишта-линги – наслаждение («ананда).» (А.С. 3:6-10)

Ишта-линга – это как раз то, что можно увидеть в храмах, то что чаще всего называют Шива-линга. Лингf, установленныq на одном месте (в отличие от тех, которые носят на теле), называется стхавара-линга («неподвижный»). Линга может быть установлен людьми или же возникнуть естественным путем (например, галька правильной округлой формы, или сталактиты с округлым верхом). Самозародившийся линга, необработанный человеком, называется сваямбху-линга («самосущий»).

Садгуру Шивайя Субрамуния Свами в своей книге «Танец с Шивой» (Dancing with Shiva) говорит о шива-линге следующее:

«Линги обычно бывают каменными (вырезанными или естественного происхождения, сваямбху, например речная галька), но могут быть и из металла, драгоценных камней, хрусталя, дерева, земли или нестойких материалов (например, льда). В соответствии с Карана-агамой, временные Шива-линги могут быть сделаны из 12 различных материалов: песка, риса, приготовленной пищи, речного ила, коровьего навоза, масла, зерен рудракши, пепла, сандаловой пасты, травы дарбха, цветочной гирлянды или патоки.»

Поклоняются линге так: льют на него воду, молоко, простоквашу, топленое масло, подслащенную воду, мед, натирают священным пеплом (вибхути), сандаловой пастой, посылают зернами, окуривают благовониями, украшают листьями дерева бильва и цветами, преподносят еду и одежду. Во время ритуала (пуджи) читают особые мантры (для каждого вида подношения. Также традиционно читают гимны Шатарудрия и Пурушасуктам.

Вобщем-то любой человек, почувствовавший в себе желание почитать Шиву, может проводить дома пуджу, ограничившись мантрой «Ом намах Шивая». Главное в поклонении – искренняя вера, а не точное соблюдение сложного ритуала. Что касается рецитации, то запись упомянутых гимнов в формате mp3 вполне можно найти. Тогда вы можете слушать их, привыкать и постепенно пытаться повторить, хотя скажу сразу: гимны длинные и сложные.

***

Линга – это не только камень. Для верующих это Господь Шива, поэтому они почитают как каменного лингу, так и живые символы Шивы – своих святых и монахов. Мне приходилось присутствовать при таких ритуалах, когда после поклонения линге люди точно так же поклоняются человеку – льют на него воду, молоко и прочее, обмазывают сандалом, украшают цветами и листьями, и так далее.

***

Тонкое тело человека составляют его ум и чувства. Символ Шивы на тонком плане – это прана-линга. Внутренним зрением мы можем увидеть его как свет, поэтому его также называют джьотир-линга («линга света»). Джьотир-линге тоже поклоняются. Но в тонком мире не годятся подношения из физического мира, здесь свои дары: прощение заменяет здесь воду, отрешенность – цветы, честность – украшения…

В Индии есть места, где джьотир-линги проявлены особенно мощно. Каждый из этих линг, а их всего двенадцать, имеет свое имя:

  1. Соманатха – находится в Саураштра (штат Гуджарат);
  2. Малликарджуна – Шришайла (штат Андхра-Прадеш);
  3. Махакала – Уджджайни (Мадхья-Прадеш);
  4. Омкарешвара – Амалешвар на берегу Нармады (Мадхья-Прадеш);
  5. Вайдьянатха – Парали (Бихар);
  6. Бхима-шанкара – Дакини (Махараштра);
  7. Рамешвара – Сетубандхана (Тамилнаду);
  8. Нагеша – Дарукаван (Гуджарат);
  9. Вишвеша – Варанаси (Уттар-Прадеш);
  10. Триямбака – Насик, на берегу Годавари (Махараштра);
  11. Кедарнатх – в Гималаях (Уттар-Прадеш)
  12. Гхусринеша – Шивалайя (Карнатака).

Посетить все храмы, в которых есть джьотир-линга – отличный маршрут для паломничества, мечта многих шиваитов. Но некоторые не имеют возможности столько путешествовать или предпочитают искать свет Шивы в себе, а для этого нужена скорее спокойная обстановка и регулярная практика медитации.

Оставить ответ