Вначале была Пустота – непроявленный Вечный Шива (Садашива). Его называют также ЛИНГА, так как в нем всё существующее растворяется (лиятэ) и из него всё приходит (гамьятэ) в мир снова.
Чтобы сотворить вселенную, Шива проявился в виде пятиликого существа (Панчабрахма). Пять лиц Шивы называются Садьйоджата, Вамадэва, Татпуруша, Агхора и Ишана. Из этих пяти ликов постепенно появилось всё остальное.
Мантры пяти ликов Шивы связаны с пятью элементами, пятью Силами (Шакти), пятью активностями Господа (творение, поддержание, разрушение, сокрытие и явление милости), пятью слогами мантры «намах Шивайя»…
Панчабрахма мантры очень важны для шиваитов. Эти мантры не только обязательно произносят во время Шива-пуджи, их также используют в процессе приготовления священного пепла (вибхути).
Садьйоджата («Рожденный сегодня»)
Этот лик ливы обращен на восток. Шива-Садьйоджата творит, его называют Брахма. Из него появился элемент земли. Он связан со слогом «НА» пятислоговой мантры «намах Шивая», зеленым цветом и Рамбхапури питхой традиции вирашайва.
भवे भवे नातिभवे भवस्व माम् भवोद्भवाय नमः ||
Садьйоджатам прападьями садьйоджатая ваи намонамаха
Бхавэ бхавэ натибхавэ бхавасва мам бхаводбхавая намаха
—
Вамадэва («Прекрасный бог»)
Этот лик Шивы обращен к югу. Шива-Вамадэва поддерживает мир, его называют Вишну. Из него появился элемент воды. Он связан со слогом «МА» пятислоговой мантры «намах Шивая», красным цветом и Удджайни питхой традиции вирашайва.
Ом вамадэвая намо джйештхая намах шрэштхая намо рудрая намах калая намах калавикараная намо балавикараная намо балая намо балапраматханая намах сарвабхутадаманая намо манонманая намаха
—
Агхора («Нестрашный»)
Этот лик Шивы смотрит на запад. Шива-Агхора разрушает мир, его называют Рудра. Из него появился элемент огня. Он связан со слогом «ШИ» пятислоговой мантры «намах Шивая», темно-синим цветом и Кедар питхой традиции вирашайва.
सर्वेभ्यः सर्वशर्वेभ्यो नमस्ते अस्तु रुद्ररूपेभ्यः ||
Агхорэбхьйо тхагхорэбхьйо гхорагхоратарэбхьяха
сарвэбхья сарвашарвэбхьйо намастэ асту рудрарупэбхьяха
—
Татпуруша («Тот человек»)
Этот лик Шивы обращен к северу. Шива-Татпуруша скрывает Истину, его называют Ишвара (Исполняющий желания). Из него появился элемент воздуха. Он связан со слогом «ВА» пятислоговой мантры «намах Шивая», белым цветом и Шришайла питхой традиции вирашайва.
तन्नो रुद्रः प्रचोदयात् ||
Татпурушая видмахэ махадэвая дхимахи
Танно рудрах прачодаят
—
Ишана («Господь»)
Этот лик Шивы смотрит вверх. Шива-Ишана являет милость, то есть освобождает. Из него появился элемент пространства (эфира). Он связан со слогом «ЙА» пятислоговой мантры «намах Шивая», желтым цветом и Каши питхой традиции вирашайва.
ब्रह्माधिपतिर्ब्रह्मणाधिपतिर्ब्रह्मा शिवो मे अस्तु सदाशिवोम् ॥
Ишана сарвавидьянам ишвара сарвабхутанам
Брахмадхипатир брахманадхипатир брахма шиво мэ асту садашивом
—