Рудракша

Рудракша – это сушеные плоды дерева, которое на латыни назвается Elaeocarpus ganitrus.
Индуисты (в основном, шиваиты) используют бусы из рудракши. Такие бусы называют «рудракша», как отдельные зерна, или «рудракша мала» (санскр. «мала» – «бусы, гирлянда»). Количество зерен в таких «малах» может быть разным, в зависимости от того, как малу будут использовать. Чаще всего делают четки со 108 бусинами, на них отсчитывают количество повторений мантры.

Происхождение рудракши

На санскрите «акша» – «глаз», то есть рудракша – это «глаз Рудры (Шивы)».

Существует легенда о том, как появилась рудракша.
Давным давно жили три демона-асура, которых звали Таракакша, Камалакша и Вир Видьюнмали. Захотели они стать непобедимыми и всемогущими и совершили для этого очень строгую аскезу. За это удовлетворенный их аскетическим подвигом Брахма подарил им три неприступных города. Асуры, гордые своей неуязвимостью, стали притеснять богов. Напуганные и измученные боги взмолились Шиве, чтобы он защитил их, уничтожил асуров и три города. Господь Шива решил взглядом испепелить три города. Он сел вблизи городов и стал смотреть на них не мигая. Тогда из его трех глаз потекли слезы. И в тех местах, где капли падали на землю, стали расти деревья. Плоды этих деревьев и называют рудракша. (Сиддханта Шикхамани, 7/3-5)

Виды рудракши

Существует тридцать восемь видов рудракши, которые различаются по происхождению.
То есть, из солнечного глаза Господа Рудры появилось двенадцать видов красноватой рудракши. Из лунного глаза – шестнадцать видов светлой, а из огненного глаза – десять видов черной рудракши. Каждая рудракша может иметь от одного до четырнадцати ликов (так называют сегменты, из которых состоит зерно рудракши).

Одноликая рудракша самая редкая. Рудракша с другим количеством ликов встречается гораздо чаще.
Некоторые люди удаляют четыре лика у пятиликой рудракши и потом продают ее под видом одноликой рудракшу. Поэтому стоит внимательно проверять рудракшу перед тем, как купить ее.

Результаты ношения рудракши с разным количеством ликов описаны в Чандраджняна Агаме так:

  1. Одноликая рудракша воплощает Высшую Истину. Носящий ее подчиняет свои чувства и в конце концов растворяется в Высшей Истине.
  2. Двуликая рудракша – воплошение Ардханаришвары, полу-Бога полу-Богини. Носящий ее обретает милость этого божества.
  3. Трехликая рудракша олицетворяет три жертвенных огня, называемых Гархапатья, Дакшина и Ахавания. Ношение такой рудракши приносит милость Бога Огня и устраняет грех убийства женщины.
  4. Четырехликая рудракша означает Брахму и дарует его милость.
  5. Пятиликая рудракша означает пятиликого Садашиву, благодаря ее ношению Садашива будет удовлетворен.
  6. Божества-покровители шестиликой рудракши – Картикея и Винаяка (Ганеша). Ношение такой рудракши устраняет все препятствия и дает высшее могущество.
  7. Божества-покровители семиликой рудракши – Семь Матерей (Саптаматрика). Довольные человеком, носящим семиликую рудракшу, они дарят ему успех в любом деле.
  8. Покровители восьмиликой рудракши – восемь божеств-покровителей сторон света и восемь Васу. Ношение этой рудракши дает исполнение желаний.
  9. Носящему девятиликую рудракшу покровительствуют девять Шакти – Дурга и прочие.
  10. Божество десятиликой рудракши – Бог Смерти, Яма. Ношение этой рудракши приносит его милость, то есть защищает человека от внезапной смерти.
  11. Божества одиннадцатиликой рудракши – одиннадцать Рудр, а также Индра. Ношение ее приносит человеку удачу.
  12. Двенадцатиликая рудракша воплощает Махавишну. Ее божества-покровители – двенадцать солнц, милостивы к носящему ее.
  13. Тринадцатиликая рудракша – это Бог Любви, Кама. Он покровительствует тому, на ком такая рудракша.
  14. Четырнадцатиликая рудракша возникла из глаза Рудры. Ношение ее устраняет все болезни и дарует крепкое здоровье.

Кроме всех описанных выше рудракш бывает еще одна, которая представляет собой две сросшиеся рудракши. Ее называют «Гаури-Шанкара». Она также очень важна, потому что символизирует неразрывную связь Шивы и Шакти, Божества и его Силы. Шива и Парвати всегда присутствуют в человеке, который носит такую рудракшу на теле. Она также бывает разных видов, по количеству ликов. Среди них лучшей считается рудракша с одиннадцатью или большим количеством ликом. Чем больше ликов, тем ценнее такая рудракша.

Размер рудракши

Чем крупнее рудракша, тем сильнее ее воздействие. Для ритуальных целей делают комплекты мал из очень крупной рудракши.

Но, с другой стороны, бусы из очень мелкой рудракши удобнее всего носить каждый день, они выглядят достаточно изящно. Поэтому при одинаковом количестве ликов мелкая рудракша стоит гораздо дороже крупной. Но мелкая рудракша часто ломается – отверствие часто разрушает бусину так, что она почти разваливается. Через пару месяцев в такой мале появятся «проплешины» на месте развалившихся бусин.
К тому же, если вы собираетесь использовать рудракшу как четки, то учтите, что отсчитывать мелкие бусины очень неудобно.
Так что хорошо подумайте, какой размер вам нужен, когда будете подбирать себе рудракшу.

Учитывайте еще и то, что носить нужно новую и неповрежденную рудракшу, не испорченную насекомыми, и которую не носили другие людьми (Сиддханта Шикхамани, 7/8).

Чаще всего продаются комплекты по 108 рудракш, где все бусины плотно прилегают друг к другу, так что мала очень жесткая, почти как кольцо проволоки. Такую малу после покупки надо перенизать, чтобы между бусинами были узелки. Это можно сделать самостоятельно, или договориться с продавцом.

Освящение рудракши и уход за ней

Готовые четки освящает Учитель или священник в храме.
Если это происходит во время ритуала, то рудракшу моют в воде, которая использовалась при проведении Шива пуджи. То есть кладут в посуду, куда во время ритуала стекает вода.
Если же у вас есть Учитель, то покупаете рудракшу, несете ее к своему Учителю, он ее освящает и благословляет, а потом возвращает вам.
Теперь рудракша действительно готова к использованию.

Не забудьте хорошо промазать рудракшу маслом. Можно даже замочить ее на несколько дней в масле. Тогда она прослужит вам дольше. В Индии для этого используют обычное масло для волос – кокосовое, например. А я брала косметическую смесь из миндального масло с ароматическими маслами. Рудракша впитывает масло, но приятный запах потом остается на некоторое время.
Вообще любите свою рудракшу и заботьтесь о ней. ;) Периодически мойте ее и промасливайте.

Использование рудракши

Кроме четок для молитвы (чтения мантры), рудракшу носят как браслеты, серьги. Ее используют в сложных ювелирных украшениях, оправляют в золото или серебро. Бусы (малы) бывают смешанными – рудракша с горным хрусталем (спхатик), кораллом, жемчугом. Со стеклом и пластмассой, в конце концов, как совсем уж дешевый вариант.

Вирашиваиты во время проведения обряда ишта-линга пуджа надевают бусы с разным количеством зерен рудракши на разные части тела:

    Одну одноликую рудракшу помещают на макушке.
    На голове – по одной двуликой, трехликой и двенадцатиликой рудракше – итого три рудракши.
    Вокруг головы тридцать шесть одиннадцатиликих рудракш.
    На оба уха надевают по две пяти-, семи- и десятиликих рудракши – итого по шесть рудракш.
    На шею двенадцать шестиликих двенадцать восьмиликих рудракш – итого тридцать две рудракши.
    На груди пятьдесят четыреликих рудракш.
    На оба предплечья по шестнадцать тринадцатиликих рудракш.
    На оба запястья – по двенадцать девятиликих.
    И наконец предписано носить сто восемь четырнадцатиликих рудракш на священном шнуре.

Носить рудракшу полезно для здоровья

Согласно традиционной индийской медицине – аюрведе, ношение рудракши нормализует кровяное давление и помогает предотвратить болезни сердца. Современные исследования подтвердили эту информацию.
Все больше и больше людей, узнав о полезных свойствах рудракши, начинают носить ее, поэтому сейчас рудракша стоит довольно дорого. Но даже если вы не можете позволить себе купить много рудракши, обязательно носите на теле хоть одну рудракшу.

Если человек во время купания поместит на голову рудракшу, то результат такого купания будет таким же, как у человека, омывшегося в священных водах Ганги.

Джагадгуру Ренукачарья в разговоре с махариши Агастьей так описывал величие рудракши:

    «Кармический результат, который получает человек, подаривший десять миллионов коров, такой же как результат постоянного ношения рудракши. Более того, если перед смертью человек выпьет воды, которой была омыта рудракша, и будет думать о Господе Рудре, то он попадет в мир Рудры.» (Сиддханта Шикхамани, 7/19-20)

Еще одна легенда, связанная с рудракшей

Если пить воду, которой была омыта рудракша, то это предотвращает преждевременную смерть.
На этот счет есть одна история.

Судхарма, сын кашмирского царя Бхадрасэны, и Тарак, сын первого министра, оба были великими преданными Шивы и очень почитали своих родителей. Оба всегда наносили священный пепел на все тело, носили на шее бусы из рудракши и постоянно поклонялись Шиве.

Как-то раз великий мудрец Парашара навестил царя. Он сообщил царю, что через семь дней Судхарма неожиданно умрет. Великое горе охватило царя. В ответ на расспросы царя мудрец Парашара сказал: «Если проведут десять тысяч обрядов омовения Шива-линги, то это может предотвратить несчастный случай с твоим сыном.» С милостью Шивы нет ничего невозможного. Слова мудреца вернули царю надежду. Царь пригласил тысячи священников. Нужные обряды были проведены.

Но на седьмой день в полдень царевич Судхарма умер. Мудрец Парашара опрыскал мертвое тело водой, использовавшейся при проведении обрядов. Затем при помощи чистой рудракши, освященной мантрой, он влил немного воды в рот царевичу. По милости Шивы царевич снова начал дышать. После он рассказал: «Бог смерти Яма уже забирал меня с собой, когда вдруг появилась сияющая белая фигура с длинными спутанными волосами. Это существо напугало Яму и освободило меня. Яма отпустил меня и начал прославлять это существо.» Царская семья была счастлива. Все люди прониклись большой преданностью Господу Шиве. После этого царевич Судхарма и сын министра Тарак стали повсюду проповедовать преданность Шиве.

«Благодаря лицезрению рудракши, прикосновению к ней, размышлению о ней,
А также благодаря ношению рудракши люди очищаются от всех грехов.» (Сиддханта Шикхамани, 7/17)

Внутренняя «философская» рудракша

Рудракшу, возникшую из слез Рудры, можно носить внешне, на физическом теле. Но на внутреннее тело (то есть ум и чувства) ее не наденешь. Для внутреннего тела нужна философская рудракша. Слово рудракша означает «глаз Рудры». Приобрести видение как у Рудры (Шивы) – вот что значит носить рудракшу внутренне.

    «На скромного ученого человека, на брахмана, корову, слона,
    На собаку, и даже на поедателя собак, мудрецы на всех смотрят одинаково.» (Бхагавад Гита, 5/18)

Смотреть глазами Рудры, видеть как Рудра – значит относиться ко всем одинаково или во всех видеть Господа Рудру (Шиву). Если у человека нет этого ощущения, то сколько бы рудракш он ни носил внешне, духовного величия в этом мало. Как некоторые люди носят на теле много бус из рудракши, точно также надо из множества мыслей и ощущений, возникающих в уме, собирать бусы видения Рудры.

То есть обретение внутреннего взгляда Шивы (Рудры) – это ношение рудракши в духовном смысле.

При написании статьи использованы традиционные тексты традиции вирашайва «Сиддханта Шикхамани» и «Чандраджняна Агама», а также книга «Восемь защит вирашиваита» Каши Джагадгуру Махасвамиджи.

Оставить ответ