БХАКТИ ЙОГА: ПУТЬ ПОСТИЖЕНИЯ ВЫСШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ

Статья была опубликована в 2003 г. в журнале «йога» настоящая редакция, июнь 2011г.
Автор Денис Заенчковский

***

Иногда в уме человека, идущего путём духовного развития, возникают мысли, которые иначе как фундаментальными и не назовешь. Это вопросы об истинной природе реальности, смысле и целях нашего существования. Обычно над этим начинают задумываться люди, уже занимающиеся прикладными практиками, включающими медитацию и хатха йогу, и в той или иной степени знакомые с духовным наследием Востока. Решив проблемы гармонии тела хатха йогой, порой мы задумываемся, в чем состоит исходная цель йоги, откуда и как это знание было получено? Как понять духовную реальность, о которой написано столько книг? Отдельный метод йоги не может дать ответа на такие вопросы. И мы начинаем…

ПОИСК

В этой статье речь пойдет о бхакти йоге, развивающей сознание пробуждением в душе преданности Богу. Где и как человек может найти Бога? Многие тексты и свидетельства говорят о том, что Бог внутри нас, но он так же и вовне.

Бхакти – это не только отдельный вид или метод йоги. Это ощущение живой связи с Богом, направленность сознания, которое появляется как результат йоги. Оно часто возникает спонтанно по воле свыше. Бхакти – это обращение человека к Высшему с помощью ритуальной практики, мантр, медитации, соблюдения определенных предписаний и ограничений.

Бхакти – бхава на санскрите означается состояние преданности, ощущение присутствия высшего сознания, невыразимого словами.

В тексте Хатаха йога прадипика можно встретить такие слова: «Поклонение Адинатхе», «…перед выполнением такой-то практики, пусть ученик испросит благословение у своего Гуру», «…ради достижения Маханирваны – великого освобождения, Кайвальи – погружения в абсолют, Дживан мукти – освобождения в теле, самадхи – постоянное созерцание бесконечного». « Тогда по милости Гуру пробужденная кундалини проходит 6 чакр и поднимается по сушумне».

Пусть йог посвятит плоды своих усилий Ишваре… Что означают эти слова? Ведь тексты по йоге предельно краткие, и пустословие им не свойственно. Включение предусматривало обращение человека к высшим силам, просьбу о наставлении в йоге. Йога – это соединение двух сил: Бога по отношению к человеку и человека по отношению к Богу.

Появление текстов и методов йоги, уже предполагало, что первоисточник найден, путь к воссоединению открыт, и связь между совершенным сознанием и развивающимся сознанием уже существует.

Что такое текст йоги? Это результат, завершение процесса – видение всех этапов и форм осуществления Единства.

И вот здесь становятся актуальными вопросы: Каким же будет путь к единению для меня? В чём заключается «духовность»? С чего начать?

Мы можем почерпнуть из текстов следующее.

Постоянство в самопознании; доктрина, ставящая целью постижение истины, – это называется знанием. Остальное – неведение. (Бхагавад Гита, 13.72)[1].

Некоторые разумом созерцают в себе Высшую Душу посредством медитации, другие – путем санкхьи (различающего знания), а иные карма-йогой (совершением действий). (Бхагавад Гита, 13.25)

Для тех, кто концентрирует свой ум на Мне, с помощью йоги, созерцая Меня с не отвлекающимся сознанием, воспринимая Меня, как высшую цель своих действий, Я вскоре становлюсь спасителем, освобождая их из океана мира перерождений. (Бхагавад Гита 12. 6-7)

Так что же может сделать человек, чтобы понять Бесконечность души при жизни, ограниченной физическим телом? Он должен трансформироваться, измениться, чтобы воспринять бесконечное сознание. Отказ от ограниченного мировосприятия, мотивированного лишь нуждами тела, является отречением. Человек посвящает время и силы медитации и йоге – действиям, направленным на выявление в самом себе духовной природы.

У любого действия есть свой мотив. В йоге действия направлены на то, чтобы пробудить в человеке осознание причинного тела. Это происходит благодаря концентрации силы сознания на уровне каждой оболочки.

Преданность открывает наше сознание на самореализованную сущность.

Для человека, занимающегося йогой, такое понимание будет недостаточным. Структура тел человека похожа на матрешку. Она состоит из 5 оболочек: тело из плоти и крови (анна майя коша), тело жизненных дыханий (прана майя) , ментальное тело желаний и устремлений (мано майя) , тело интеллекта и внешней и внутренней личности (виджняна майя) , причинное тело (читта) и тело души (атма майя коша). Считается, что два последних тела не погибают со смертью физического тела, а продолжают путь перерождений.

Тонкая оболочка сознания (читта) или причинное тело, является носителем всех скрытых тенденций накопленных в прошлых воплощениях. Атма (или атма майя коша) – представляет собой изначальный свет сознания. На этом уровне душа и Бог, ее творец, осознаются как единство. Тем не менее, в человеке тело души ограничено другими телами и их деятельностью. Поэтому свой собственный свет души от человека обычно закрыт.

Бог же это неограниченный океан сознания, из которого вышла душа. Все живые существа, для Бога, представляют свое собственное сознание, так как Бог находится на уровне причинного тела.

Для человека, связанного оболочками и живущего на их уровне, Бхакти – это ориентация сознания на причинное тело, а так же выражение устремленности к его Творцу – источнику существования мира.

Все остальные тела появляются в результате движения души во внешний мир (читта вритти). Благодаря такому движению, душа обретает опыт, но этот опыт и привычка проецировать свою жизнь вовне связывают ее внешними объектами и телами. Усиливается личностное отождествление с действиями. Поэтому процесс йоги называют читта вритти ниродахах (Йога сутра 1.2) – процесс остановки движения сознания вовне, на уровне всех тел. По сути, остановка движения сознания во внешний мир. Это необходимо для того, чтобы почувствовать, что является телом души, а что есть только ее внешние оболочки.

Хатха йога включает процессы контроля физики и дыхания.

Бхакти йога – это процесс трансформации эмоций и мотиваций в процессе служения Богу как телу души. Это действия ради пробуждения сознания на уровне тела, ума и чувств.

Хатха йога прадипика, Гхеранда самхита, Шива самхита и прочие тексты описывают этот процесс с помощью последовательности методов.

Но поиск Бога связан не только с внутренними телами и последовательностью психотехник. К тому же, для контроля тонких оболочек необходимо понимание механизма их взаимодействия. Важен также и навык контроля энергий и сил, из которых они состоят. Для начинающих практику такой контроль невозможен.

БОГИ ДРЕВНИХ ТРАДИЦИЙ

Часто Бог в иконографии изображается, как личность. Может ли такой образ быть объектом сосредоточения и концентрации? И что означает само слово Бог? Ведь каждая религия, нация, культура вкладывает в этот образ свое содержание. И если сравнивать эти образы мы соберем огромное количество самых разных Богов…

В текстах по йоге упоминается Ади натха, Шива – изначальный повелитель, господин. Кем он повелевает? Он повелевает всеми энергиями и стихиями (земля, вода, огонь, воздух, эфир), из которых состоит мир, и всеми элементами тела. Поэтому в иконографии, он представлен в образе йога-аскета, с соответствующими атрибутами. Этот образ обозначает внутренне тело. В мире это так же и линия учителей достигших совершенства в йоге.

Обращение к Богу является очень важным моментом, так как Высшие силы не будут вмешиваться в жизнь человека без его согласия на это.

Является ли личный образ Бога более важным чем, Его безличный аспект и есть ли в нем необходимость? Ишвара (букв. Владыка, Господь) упоминается в Йога Сутре. Но сутра не уточняет, в каком именно образе Бог может быть представлен сознанию человека. Он представлен как учитель и наставник древних учителей.

Сутра говорит о мантре ОМ, на которую следует медитировать как на форму Ишвары. Значение и силу этой мантры еще требуется раскрыть

Но перед тем как начнется такая практика необходимо включение, инициация.

Помимо традиционных форм передачи и посвящения в традицию (дикша), в человеке происходят внутренние процессы, пробуждающие видение. Эта сила может быть вызвана спонтанно, когда человек ничего не ждет, она приходит. Это может быть видение или особое состояние – все что угодно, но душа четко знает – это было То самое…

Как из рассеивающегося тумана постепенно вырастает сияющая вечным светом гора, вершиной пронзающая небо и уходящая в бесконечность, это захватывает целиком, при этом, от всего того, что ты принимал за самого себя не остается ничего. Даже несколько секунд такого опыта создают гораздо больше понимания, чем сотни прочитанных книг. …

Йога сутра описывает процесс действия помогающего утвердиться на этом пути: Тапах свадхьяя ишвара пранидхана крияйогах (См. Йога сутры, 2.32,). Согласно Йога сутре Патанджали, йога свершается благодаря: тапасу – усилия, аскеза, действие.. Свадхьяя – изучению текстов, посвященных проблеме освобождения, внутреннему само распознаванию, упованию на Ишвару и «…посвящению всех действий этому Высшему наставнику». Вот что мы видим там:

«32. Соблюдение предписаний йоги – (это) чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.

43.Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству – тапас (обретается) совершенство тела и органов чувств.

44. В результате самообучения – свадхьяя (возникает) связь с наставляющим божеством.

45. Благодаря созерцанию Ишвары – ишвара пранидханах (обретается) совершенство в (йогическом) сосредоточении».[2]

Если рассмотреть перевод с точки зрения адекватности, то такие русские слова как преданность, любовь, покаяние, благодать и пр., не в состоянии передать значение санскритского слова IshvarapranidhAna (предание Ишваре) – такой опыт находится вне контекста известных состояний, с которыми человек сталкивается в жизни.

Момент Ишвара пранидханы – это два действия: действие ограниченного сознания навстречу Высшему и действие Высшего сознания в ограниченном теле. Оно сбрасывает оболочки «тонких» тел. Это может произойти в доли секунды, но без подготовки, оболочки не в состоянии сохранить и удержать подобный опыт. «Сгенерировать» его самостоятельно, полагаясь лишь на себя невозможно.

В крия йоге усилия по пробуждению духовного сознания (тапас), являются основой для того, чтобы мы могли постоянно находиться «на связи». В хатха йоге, техники должны выполняться до тех пор, пока свет высшего тела не трансформирует ментальную и психическую оболочку сознания. В этом подлинный смысл преданности.

Бог как личность, это помощник, благодаря которому, мы может получить вдохновение и дополнительный стимул. Поэтому перед йогой необходимо обращение к учителю или образу наставляющего божества.

В далеком прошлом ведической традиции, были разработаны специальные практики ритуала и мантр, которые способствовали проявлению сверхсознательных сил в физическом мире. Эти формы сознания находилось на более высокой эволюционной ступени развития, и могли проводить через себя силу и знание, которыми люди не обладали. Поэтому их стали называть богами. Боги направляли сообщества людей по пути развития, участвуя в жизни общества и выходя на контакт с людьми через специальные ритуалы и празднества.

Йогины и провидцы (риши), могли видеть и воспринимать божеств, как части Единого, понимая, что у богов, тот же самый Творец, что и всех прочих форм жизни.

Провидцы (риши), разработали систему ритуала и действий, которые позволяли человеку постепенно раскрыть способность восприятия тонкого мира. Благодаря контакту с людьми, божества могли проявляться на физическом плане в своих тонких телах. Люди получали возможность строить свою жизнь по законам, данным свыше, ради процветания и духовного прогресса всего общества. Со временем ведическая культура ушла в прошлое. И на ее основе развилась традиция тантр и агам, которая представляет это знание в настоящее время.

Для практикующих йогу одной из форм связи с Высшим является медитация на Ишта девату (личное божество). Это наставляющее божество, оно направляет человека по пути йоги, давая ему необходимую для развития информацию. Но сущность божества неизбежно связана с причинным телом. И для того чтобы присутствие божества могло проявляться в повседневной жизни, существует регулярная практика мантр и ритуалов.

Благодаря личному контакту с определенной формой Бога, структуры ума и тонких тел, становятся более прозрачными для причинного тела. Различные формы божеств: Кришна, Шива, Кали, Дурга, Хануман, представлены разными образами, и они отличаются друг от друга. Для йога, божества помогают поддерживать связь тонких тел с причинным телом, и устраняют препятствия в практике. В зависимости от характера практики, учитель может передать ученику способ связи с ними, если это необходимо.

Иногда контакт происходит через сосредоточение на личной форме. Так как через обращение к образу, возникает ощущение такой же связи, как и с конкретным человеком. Прочие методы (устранение аффектов и помех) носят вспомогательный характер.

Основатели систем мысли классической йоги, санкхьи, адвайты, мимансы, вайшешики, каждый по своему, раскрыли основу как личного, так и безличного сознания. Перед тем как раскрыть отношения духа и материи в виде текста, они прошли духовный путь.

Моментом включения сознания, традиционно считается даршан – способность человека видеть и воспринимать Бога. Для этого необходима чувствительность к миру, в котором живут боги. Почувствовать их присутствие легче всего в священных местах, где они пребывают в течение нескольких тысяч лет, по сей день. В Индии это 12 мест, где Шива проявился в форме светящегося тела (джьотир линга), 23 (шакти питхи) – места особого присутствия Шакти, а так же места где жили и практиковали йогу известные йогины и риши. Существует так же 7 мест мокша бхуми (земля освобождения), где тонкие миры соприкасаются с физическими. Там присутствовали божества, когда жили на земле в физических или тонких телах. Эти места считаются наиболее благоприятными как для йоги так и для покидания физического тела в момент смерти, так как там остался канал связи с Ними.

Традиционно формам общения с Богом обучаются у Гуру (учителя). Он передает своим ученикам не только внешнюю практику, но также её внутреннее наполнение и мотивации с которым йога должна выполняться , чтобы быть успешной. Такой опыт связан не только с «наработками в технике » это опыт пробужденного тела души.

Но если актуальность обучения для человека не наступила, доступность даже самого просветлённого Мастера ещё не гарантия того, что он будет в состоянии воспринять путь. Если же духовный поиск, стал необходимостью, тело души выведет человека на тех, кто передаст йогу. В Индии многие линии ученической преемственности не прерываются до сих пор.

МОТИВАЦИИ

В текстах мотивация духовного поиска описывается следующим образом.

И мы видим: всё гибнет, как комары, мошки и прочие твари, травы и деревья, возникшие и исчезающие, династии царей на глазах своих родственников, оставив великое богатство, перешли из этого мира в тот мир. Среди всего прочего высыхают великие океаны, обрушиваются горные вершины, опускается земля. Уходят со своих мест боги. Что пользы от наслаждений желанным, в подобном круговороте бытия? Ведь видно, как насытившись ими нео­днократно (человек) возвращается в этот мир. Ты должен спасти меня отсюда… (Майтри упанишада, 1.4)

Так в Майтри упанишаде обратился царь Брихадратха к мудрецу Шакаянье. Перед этим простояв 1000 дней во врикшасане (поза дерева), глядя на ослепительно яркое солнце. После такого вопроса почтенный Шакаянья, весьма удовлетворённый, сказал царю: «Великий царь, …ты быстро познаешь Атман и осуществишь свою цель. (Майтри упанишада, 2.2)

Часто внешняя ритуальная практика включает незнакомую нам символику и предусматривает действия, с которыми мы не сталкиваемся в привычном для нас окружающем мире. Иногда мы встречаем адептов религии, фанатично отстаивающих веру в свое учение и отвергающих все другие как «сатанинские», воспринимающих как истину только свою веру.

Для йогина Ишвара – это постоянный объект медитации. Но нет нужды на каждом углу кричать о его всевластии и вездесущности, если это стало прямым переживанием. И в данном случае не столь важно, какое божество является постоянным объектом вашей медитации, и как вы выходите на «связь». Главным является ощущения живого присутствия и действия, которые помогают вам это присутствие сохранить в повседневной жизни.

Так, направления почитающие Шиву, рассматривают стадии духовного пути. Следование этическим принципам, определенному образу жизни, ежедневной дисциплине (чаръя); обряды, ритуалы, техники и методы (крия); переживание единства с Богом в физическом, ментальном и прочих телах (йога); полнота знания Абсолюта, как результат йоги (джняна). Слово джняна точнее было бы перевести как знание на опыте, понимание.

Учение Вед, раскрываемое в Упанишадах, не уделяет внимания вопросу «имя какого Бога важнее и кто из Богов главный». Важно состояние знания не преходящего, при котором человек живет без страха страдания и смерти. Цель – вывести сознание из тьмы к свету. Ибо Рудра, который владеет этими мирами с помощью сил владычества, един, мудрецы не держатся иного. (Шветашватара упанишада, 3.2)

Лишь познав его, идет человек за пределы смерти, нет иного пути для следования. Единый, он стоит словно древо, утверждённое в небе; им наполнен весь этот мир. Лишено образа, свободно от страдания то, что выше этого мира. Те, кто знает это, становятся бессмертны­ми, прочие достигают лишь несчасть. (Там же, 3.10)

Как вода в лунном камне, как огонь в солнечном камне, как стебель в семечке, так же Шива пребывает в индивидуальном Атмане. В душе с чистым самосознанием, приносящим плод чистой кармы, по милости Шивы рождается ве­ликая преданность. (Сиддханта-шикхамани, 19-21.)

Содержание Бхагавад Гиты перекликается с учением Упанишад, шиваитскими текстами, заключениями Адвайта-веданты, санкхьи и йоги. Всё это свидетельства тех, кто постиг, как природу Всевышнего, так и природу того, что Им не является. Все эти тексты говорят о йоге как опыте постижения.

Знание лучше, чем подношение материальных объектов, все действия находят свое завершение в знании. (Бхагавад Гита 4.33)

Обрети это знание через обращение к мудрым, знающим Истину, служи им выражая почтение, и задавай вопросы, они наставят тебя в этом знании. Обретя его, ты увидишь, что все творение пребывает во Мне, и не впадешь снова в заблуждение. (Бхагавад Гита 4.34-35).

ПУТЬ

В бхакти йоге мы привыкаем обращаться к Богу в соответствии с тем методом, который был дан учителем, остальное дело времени. Здесь не нужно торопиться. Учитель ведёт ученика через те состояния, которые им должны быть пройдены. В бхакти йоге началом является вера (шраддха) в авторитетные свидетельства и слово учителя. Со временем приходит видение и опыт. Тем не менее, путь бхакти йоги начинается не с техник, а сразу с самадхи… Такое короткое включение сознания человека в сознание Бога, происходит в момент даршана. Таким образом Арджуна увидел Кришну, таким же образом многие могут почувствовать присутствие. Ты не можешь увидеть меня обычным зрением, я дарую тебе божественное видение. (Бхагавад Гита 11.8)

Так, например, в Сиддханта-шикхамани (один из текстов шиваитской традиции), детально описываются состояния, через которые проходит душа в своем восхождении.

Вначале между человеком и Богом пропасть, человек связан телом чувствами и подвержен ограничениям и страданиям. Страдания исходят как болезни тела и беспокойства ума (адхьятмика), личная карма, внешние обстоятельства, бытовые проблемы. На стадии становления человек освобождается шаг за шагом, переходя с одной стхалы (ступени развития) на другую. Постепенно мистерия отношений души, творения и Творца разворачивается в грандиозную картину и завершается тотальным видением Неделимого.

Тот различающий, который пребывает в индивидуальном Атмане — вечен и превосходит тело, чувства и интеллект. Он зовется знающим.

Благодаря силе устремления у искоренившего скверну в сердце, различающего вечное и невечное, появляется разум, стремящийся уничтожить сансару (связанность перерождениями). (Сиддханта-шикхамани, 26-27)

Как пылающий огонь превращает дрова в пепел, о Арджуна, так и огонь знания превращает в пепел все последствия (мирской) деятельности. (Бхагавад Гита, 4.37)

В этом мире нет ничего, сравнимого по чистоте с (этим) знанием, и совершенный в йоге находит это знание в самом себе в должное время. (Бхагавад Гита, 4.38)

На мой взгляд, важно понять, что учение Бхакти, преданности, не содержит в себе «тоталитарный культ» того или иного бога, а является формой йоги. Бхакти – неотъемлемая часть йоги, из песни слов не выкинешь. Если у нас не получается асана, мы же не пытаемся представить, что её нет? В каком-то смысле это тоже асана, но только не для тела, а для ума и чувств, тех самых «флуктуаций сознания», которые необходимо контролировать. Бхакти – это тонкое состояние, которое вы можете почувствовать с теми, кто так или иначе в нем находится. Это тонкая энергия, которая исходит из соответствующих сфер.

Но чтобы не путаться в именах и многочисленных формах божеств, что можно предложить?

Для начала, важно почувствовать живое присутствие Бога, в одном из мест древних силы или рядом с Гуру. Это могут быть образы Шивы, Вишну, в местах которые непосредственно связаны с возникновением йоги. Силы, представленные этими божественными формами, ведут адепта к успеху как в отдельном методе, который он практикует, так и направляют его усилия в дальнейшем духовном продвижении.

Установление простого образа и алтаря, регулярное выполнение скромных подношений (они символические, например благовония, тут важен сам процесс), несколько мантр и простая медитация. Не столь важно, какая именно форма божества перед вами, поначалу главное, чтобы оно вызывало отклик в вашей душе. Затем наступит время, когда вам станет интересно узнать, какие ваши мысли, действия и чувства вызывают отклик в Его душе по отношению к вам. И одновременно с этим вы узнаете, с какими вашими качествами Оно не желает иметь ничего общего. С этого начинаются отношения с Ишта деватой (личной формой божества). С этого и начинается Бхакти йога.

Ты не крадешь, не убиваешь. Не говоришь лжи, не гневаешься ни на кого. Не презираешь никого, не прославляешь себя. Не обвиняешь других. И это есть твоя внутренняя чистота, это и твоя внешняя чистота. Это является способом завоевать твоего Господа. (Басава, «Вачаны»)[3]

В ряде мистических направлений наше ментальное тело сравнивается с засеянным полем, из которого нужно постоянно удалять сорняки. Достижения в отдельных техниках «без Бога», чаще всего остаются достоянием эго и не являются трансформирующими, так как присваиваются умом. Для трансформации эго Бхакти йога – наиболее легкий путь. Один из самых известных учителей современности Шивая Субрамуния Свами сказал так: «Вначале любовь, затем тапас (усилия)». Вначале приходит милость божества, вдохновение, переживание Его присутствия. И постепенно тапас, аскеза и прочие личные усилия ради Высшего, становятся тем, что радикально меняет личность человека, открывая иное измерение, о существовании которого, человек и не думал.

Не всегда из текста по йоге ясно, какая конкретно практика там изложена, а так же, какое время, место и обстоятельства необходимы для успеха в ней. Об этом ученик, должен узнать от своего учителя в процессе обучения. Несвоевременные, вырванные из контекста традиции, интенсивные методы без учителя (например, некоторые техники кундалини йоги) могут сделать вас клиентом психиатрической лечебницы, а не продвинутым йогом. С другой стороны, не следует избегать зова духовной сути, которая направляет нас на непроторенные пути и подсказывает, что именно должно стать основой нашей практики в данный момент, и где именно вы можете встретить Учителя.

Эти методы для своего полного раскрытия, занимают много лет постоянной практики. В процессе человек сталкивается не только с проблемами освоения метода. Это так же тренинг сочетания йоги с социальными и бытовыми условиями. Это процесс взаимодействия и изменения уже сложившихся обстоятельств (кармы). К тому же, йога не спорт и не гонки с препятствиями на время.

Духовный путь невозможно пройти за 2-х недельный ретрит или освоив (даже в совершенстве) одну из распространённых психотехник. Это неизменная преданность Богу, которая продолжается на всех ступенях самореализации и «…начавшись однажды, не должна оставляться уже никогда» (Чандраджняна агама).

Бхакти – не только отдельная практика мантр, джапы и ритуалов, сколько мировоззрение и скрытый «подтекст» разных методов. Благодаря преданности Богу мы можем выйти на то видение реальности, которое по определению не подвластно нашим «собственным усилиям» и не заслуженно нами «по карме». Йога-сутра описывает это состояние так: «Тогда …(обретается) совершенство в (йогическом) сосредоточении».

О необходимости личного контакта с Высшим говорит и другой текст: Те, кто почитают умом, речью, действием Махадеву – Вечный, Высший Атман, те именуются бхактами. Если у воплощенных (в тело душ), страдающих болезнью перерождения, нет преданности Шиве, к чему Веды, к чему писания, к чему жертвоприношения, обеты и аскезы? (Джагад Гуру Ренука Гита)

Совершенство в преданности дает человеку видение мира таким, каким видит его Бог, и это ничем нельзя заменить. Для ищущего это своего рода «сверка часов». Именно поэтому нужно ездить в паломничества, встречаться с Учителями, жить и заниматься практи­кой какое-то время в святых местах. Молиться и медитировать через материальные формы и образы, принятые в той или иной духовной традиции, так как невербальная часть информации проходит через это.

Часто возникают вопросы: Возможна ли йога как духовный метод без культового содержания в форме религии? Может быть, есть какой-то другой путь? Ведь многие, не имея опыта знакомства с этим явлением, считают метод преданности (бхакти) суеверием, пережитком религии.

Вы можете практиковать любую форму йоги и без традиции и учителей. Но так и не понять, что же вы практикуете и есть ли у такой практики будущее. Поэтому, сохранившиеся до нашего времени духовные традиции, ориентируют человека в первую очередь не на какой-то отдельный метод или набор техник. Это и внутренний поиск духовного пути как метода, и поиск Учителя, как человека традиции, воплощающего достижения своих предшественников. Когда ученик готов, Учитель приходит сам, но не Учитель бегает за учеником, а ученик находит учителя…

Затем, (когда) возникло различение, отречённый с чистым умом, желающий познать Шиву, Творящего разрушение всех пороков мира перерождений, , приходит к гуру, учащему о Шиве, известному в мире, лишенному ал­чности и заблуждения, знающему различение Сущ­ности Атмана, свободному от обманчивых объектов, знающему единство души и Бога, устремлённому к неделимой не двойственности, познавшему все состо­яния духа как в своем теле, так и во всей Вселенной. (Джагад Гуру Ренука Гита, 30-32)

Нельзя обрести духовность под давлением обстоя­тельств, в надежде решить какие-то свои материаль­ные или психологические проблемы или желая избавится от болезней и стрессов, найти спутника жизни. К сожалению, имен­но такие мотивации часто приводят людей в секты. Психологически «покупаясь» на уме­ло создаваемую иллюзию душевного комфорта и того, что за них уже всё навсегда сделано, главное поверить и тут же спастись. Но бесплатный сыр в виде «просветления» бывает извест­но где. Став эмоционально зависимым от определён­ного типа переживаний, люди дегради­руют как личности, слагая ответственность за себя на других.

Традиции знания не решают проблемы, а ставят их пе­ред ищущим. Ему предлагается путь, который прошли многие, но ему все равно, придётся пройти его своими ногами…

На русском языке издан ряд книг, рассказывающих о пути Бхакти йоги, что назы­вается, общедоступным языком. В первую очередь я бы рекомендовал: Шивая Субрамуния Свами «Танец Шивы», «Слияние с Шивой», Свами Шивананда: «Концентрация и меди­тация ОМ», «Джапа-йога», «Господь Шива и его по­читание», «Бхагавад-Гита» – «Йога-сутры» и Шивасутры» комментариях Шри Шайлендра Шарма.

Детальный разбор терминов йогасутры Патанджали, можно встретить в переводе Рамамурти Мишра.

О философских аспектах йоги в строгом «акаде­мическом» ключе можно узнать из двухтомника С. Радхакришнана «Индийская философия». И перевод Йогасутры Островской и Рудого (советское издание) с комментариями Вьясы.

Много полезной информации можно почерпнуть из «Введения» Б.К.С. Айенгара к его знаменитой «Йога-дипике» (а не только смотреть картинки ©). И « Йогарахасьи» Кришнамачарьи. О личных испытаниях на пути йоги и отношениях между учениками и их Гуру можно прочесть в книгах:, Свами Йогананда «Автобиография йогина», Ромена Роллана «Жизнь Рамакришны» « Жизнь Вивекананды».

ОМ ТАТ САТ

[1] Здесь и далее цитируется перевод с английского Свами Сварупананда президент Адвайта ашрама, Майавати,Чампават, Гималаи (18.10.1909) переиздано Калькутта 2000

[2] Перевод с санскрита Е.П. Островской и П.И. Рудого: «Йога сутры Патанджали», изд-во Наука, Москва 1992г.

[3] Басава — шиваитский мистик c юга Индии, инициатор крупнейшего духовного движения средневековья, упразднивший прерогативу брахманской касты на осуществление культа, на территории одного из штатов современной Индии (Карнатака). Благодаря его деятельности обучение медитации и высшей (раджа-йоге) стало доступно представителям всех каст. Вачаны — тексты в стихах, одна из форм передачи этого учения. Оригинальный язык — Каннада

Комментирование закрыто, но трэкбэки открыты.