Третий глаз

Статья написана по материалам книги Шри Кумара Свами «Техника открытия третьего глаза». Дхарвар, Карнатака, Индия (“Technique of opening the third eye”. Tapowan, Dharwar, 1985, Karnataka. INDIA)

***

Раскрытие способностей мозга и нервной системы методами концентрации и медитации.
Под йогой здесь понимается процесс непрерывной концентрации. Это одна из древнейших форм йоги, истоки которой теряются в глубине веков.

Цель йоги – самадхи, непрерывное погружение, слияние ума с внутренней оболочкой тела души. Эта оболочка – бессмертное духовное тело, которое, постоянно воплощаясь, меняет смертные физические тела. Оно хранит в себе полное знание о мироздании и его истоках, оно – свободно и само достаточно, наполнено нескончаемой радостью своего собственного бытия.

Чтобы осознать это тело, человек с помощью йоги должен научиться контролировать все внешние оболочки (ментальное, физическое и витальное тела), так же связать причинное тело с физическим и витальным. Причинное тело поддерживает прочие тела. Цели – многочисленных методов йоги, связать внешнее сознание (ум и чувства) с внутренним телом, растворить сознание, сформированное внешними действиями, в причинном теле.

Для этого применяются методы, использующие концентрацию на разных объектах. Наиболее распространённым способом такой концентрации является тратака или дришти. В практике ШИВА йоги, этот тип концентрации применяется для удержания внимания на отражённом от объекта свете. Суть в том, чтобы непрерывно созерцать отражённый свет, удерживая ум в постоянной концентрации. Через оптические нервы сигнал от глаз передаётся в таламус и затем гипофиз. Благодаря йоге происходит включение функций гипофиза, таламуса и желудочков мозга. Этот процесс активизирует также пробуждение функции третьего глаза – шишковидной железы (эпифиз). Параллельно происходит «отключение» сознания от внешних форм деятельности органов чувств и прекращение стимуляции мозга через внешние объекты. Это состояние известно как пратьяхара. В дальнейшем процесс концентрации приводит сознание к полному раскрытию и возможности видеть и воспринимать духовные феномены. Проблема в том, что у человека отсутствует осознанный контакт с телом души. Она входит в эмбрион, когда он развивается в утробе матери, момент рождения связан с полной потерей памяти прошлых воплощений и жизни за пределами тела. Ключевыми механизмами переключения восприятия являются следующие разделы мозга и нервной системы, задействованные в йоге: таламус, гипоталамус, гипофиз, эпифиз, мозжечок, четыре желудочка мозга.

Аспекты физиологической эволюции разделов мозга в духовной практике – тема весьма сложная для обсуждения по двум причинам: 1) наука не располагает объективными и достоверными сведениями о скрытом потенциале мозга; 2) наука рассматривает функционирование мозга лишь в контексте общепринятых научных теорий.

В то же время йога как знание уже обладает информацией по раскрытию способностей мозга, которых нет в общепризнанных научных исследованиях. В основе свидетельств древних, было особое состояние тонкого видения, йога тормозит функции внешне ориентированного сознания связанного с физическим телом и развивает возможность связи тонких тел.

Внутренние и внешние процессы развития мозга и нервной системы в йоге происходят совершенно иначе и с другой интенсивностью, чем при обычном образе жизни. Да и сами практики, при которых происходит пробуждение сознания, требуют немалого времени и усилий.

Тем не менее, адепты йоги уверены в том, что мозг взрослого человека подобен эмбриону, возможности которого задействованы на 2-3 процента. И полноценные способности мозга можно раскрыть йогой, пробуждая один за другим определённые его отделы.

Христос сказал: «Когда око будет едино, тело будет полно света». Пробуждение шишковидной железы позволяет сознанию Атмана проникнуть в тело. Отделы мозга, отвечающие за динамичную деятельность сознания ( лимбическая система) , подобны ступам колеса. В процессе йоги вся энергия от этих отделов переходит в шишковидную железу и третий желудочек мозга, где все органические функции и психические силы соединяются. В этом заключён секрет самадхи.

Священные тексты упоминают о древе жизни, это древо жизни и есть мозг, его ветви.

Айтарея упанишада говорит о том, что душа входит в тела через брахмарадхру – отверстие в макушке головы, третий желудочек мозга является местом её пребывания. Пробуждение души является непосредственной реакцией на пробуждение области шишковидной железы, затормаживая некоторые функции других отделов мозга, она является своеобразным фильтром сознания.

В пробуждённом состоянии душа проявляет себя через зрительные ощущения, которые через оптический нерв таламуса соединяют глаза с мозгом.

Что подразумевают йоги под развитием сознания? – Возможность ума подниматься над ограничивающими его формами.

Внутри мозга существуют как женские, так и мужские элементы. Ими являются гипофиз и шишковидная железа. Их соединение и есть ардханаришвара – самодостаточная форма сознания, у которой нет необходимости в половой идентификации. Гипофиз это Шакти эпифиз – Шива. В развитом состоянии они находятся в постоянном единстве., такая гармония возможна благодаря йоге.

Йогину это даёт состояние естественной брахмачарьи – внутренней самодостаточности и состояние любви, не обусловленной физиологическим инстинктом продолжения рода и притяжением объектом противоположного пола.

Сожжение Камы Шивой – символ трансформации сексуального желания в сверхспособности. Чувственная информация передаётся через взгляд. Развитие нейронных связей внутри этих разделов мозга фактически является созданием их новой функции. Функции гипофиза и эпифиза взятые отдельно, подобны двум корзинам весов, чем тяжелее одна, тем легче другая.

Внутренняя свобода – это плод интуиции, в случае, когда гипофиз и шишковидная железа будут полностью развиты, их совместные вибрации откроют возможность пробуждения «глаза души» .

Тайтирия упанишада провозглашает: – «Эта древняя йога известна нам от тех риши, которые передали её нам. Ты должен медитировать на том, кто присутствует в Агни как Bhuh, в воздухе как Бхувах, в Солнце как Svah, в Брахмане как Махат». В ведах – это три мира: 1) грубых форм материи, 2) промежуточная сфера, 3) духовные и сверхсознательные сферы (Маха, Джана и Тапа локи). В физическом теле существуют определённые соответствия этим сферам.

Агни (Огонь) – это таламус, который находится в первом желудочке мозга. Сурья (Солнце) – это полосатое тело (corpus striatum), второй желудочек. Махат (Разум), находящийся в брахмарандхре, – шишковидная железа, и третий желудочек. Вайю (воздух) – продолговатый мозг, четвёртый желудочек. Один из наиболее ценных манускриптов по Шива йоге считает главными эти четыре отдела.

В процессе роста мозг раскрывается из небольшой нервной трубки в три грушевидные полости: передний мозг, средний мозг и задний мозг. Он продолжает рост пока все слои до конца не сформируются. Изначальная нейронная трубка обладает структурой углубления, поэтому позвоночник (спинной мозг) имеет форму трубки. Углубления прежней трубки существуют в мозговых полушариях как два углубления – боковые ответвления. Далее, третий желудочек развивается между двух больших по объёму масс нервных клеток, которые лежат в основании переднего мозга и называются талами. Средний мозг – маленький, он соединяет два полушария с задним мозгом, проход, идущий через средний мозг, называется варолиевым мостом. Он соединяет третий желудочек с четвёртым, затем он развивается в четвёртый желудочек, соединённый с задним мозгом. С заднего мозга количество важных структур множится. Нервная ткань, соединяющая два полушария, соединяет мозжечок и два полушария мозга. Если сравнивать мозг с деревом, то его стволом будет спинной мозг, который продолжается, переходя в продолговатый мозг внутри головы. Продолговатый мозг – это область пребывания главной праны (сушумна и её окончание). Это сила, содержащая в себе и поддерживающая все области и жизненные силы.

Сенсорные впечатления зрения мозг трансформирует в видение.

Мозг напоминает ствол дерева, из которого по бокам вырастают две кроны – правое и левое полушария, в самом центре находятся 4 желудочка мозга, которые представляют собой железы, формы серого и белого вещества, примыкающие к правому и левому полушариям. Активность внешних чувств: зрения, слуха, обоняния и осязания, регулируется областями, распространяющимися от затылка к лобным долям полушарий. Это семь спиц «колеса жизни». На тонком уровне есть также связь этих отделов мозга с функциями чакр.

Если мы пойдём по дереву дальше, внутрь головы, мы обнаружим желудочки мозга – важные центры, управляющие активностью деятельности полушарий.

Гипофиз. Задачей гипофиза является развитие тела в соответствии с развитием в нём сознания. Это и процессы роста тела по мере его взросления и процессы реакций. Активность гипофиза управляется через третий желудочек мозга и область шишковидной железы.

У гипофиза существуют передние и задние области. Шишковидная железа связана с задней частью гипофиза. Гипофиз управляет системой всех желёз тела. Третий желудочек мозга – это узкий проход, находящийся в основании полушарий и затем разветвляющийся на две области (талами). Шишковидная железа располагается за узким проходом до разветвления и представляет собой узелок нервной ткани и серого вещества. Область шишковидной железы располагается за четырёххолмием (corpora quadrigemina), относящимся к области среднего мозга.

Наиболее важной частью является гипофиз, так как он создаёт настрой и согласует деятельность разных желёз тела, он же контролирует биоритмы и процессы развития тела. Он приводит в действие генетическую программу полового созревания тела и сам момент включения в определённом возрасте половых гормонов. Шишковидная железа, воздействуя на гипофиз, замедляет процесс включения этой его функции. И позволяет сознанию создать барьер между реакцией гормонов на стимуляцию и побуждением к действию.

Шишковидная железа. В учебниках по анатомии упоминается эпифиз – шишковидное тело. Или эпиталамус. Ученые открыли его позже всех остальных разделов мозга. Оно замедляет работу гипофиза и участвует в формировании мелатонина – вещество, отвечающее за восстановление организма во время сна. Эпифиз влияет на суточные биоритмы (сон – бодрствование) и непосредственно связан с зрительными нервами таламуса, так как реагирует на свет. Шишковидная железа находится в рудиментарном состоянии, хотя в ряде случаев может эволюционировать, известно, что у ребенка она больше чем у взрослого. Шишковидная железа влияет на работу гипоталамуса, он же управляет деятельностью гипофиза. Как? Каждый отдел мозга формирует среду с помощью определенных гормонов, которые им вырабатываются. Существует два типа гормонов выделяемых гипоталамусом – релизинг гормоны – стимулируют гипофиз, статиты – подавляют активность. Например, соматостатин – подавляет секрецию инсулина, глюкогена, гастрина, а так же блокирует гормоны роста. Йога воздействуя на отделы мозга изменяет субъективное измерение времени.

Время, существует как математическая величина, но в индивидуальном опыте восприятия, она может ускоряться или замедляться и даже останавливаться. Объективно это связанно со статинами – гормонами гипоталамуса – замедляющими деятельность других разделов мозга. Подробно вы можете найти эту информацию здесь http://allhormon.narod.ru/hipotalamus.htm

Тексты йоги описывают шишковидную железу как «третий глаз», который символически изображается на лбу. Шива изображён с «третьим глазом» в форме пламени. В обычных людях функция «третьего глаза» полностью утрачена из-за сексуальных пристрастий, так как развитие этого центра возможно, только если ум не будет окрашиваться сексуальными пристрастиями, и тонкая энергия, которая уходит на секс, будет генерироваться внутри мозга. Если человек пресечёт склонность к похоти, возможно, дальнейшее раскрытие этого органа. Эту область можно развить до определённого уровня активности, и в этом случае, уму открывается его вселенское измерение. Полный процесс Шива йоги – это пробуждение осознания такого измерения реальности. Шишковидная железа располагается в центре головы, немного выше и за гипофизом – это рудиментарный орган, который в состоянии медленно эволюционировать.

Открытие «третьего глаза» – это раскрытие функций шишковидной железы и гипоталамуса. А вернее сказать способности управления ими.

Физиология измененных состояний сознания – биохимия, где йога целенаправленный процесс развития разделов мозга.

Этот процесс запускает развитие нейронов – нервных клеток, а так же связей между ними. Включая формирование среды из веществ (нейромедиаторов), в которой происходят процессы развития клеток ( нейронов) .

Область вселенской мысли не ограничена «человеческим» восприятием. Человеческая мысль могла появиться лишь в результате сдерживания действия и управления реакциями между побуждением и реализацией действия. У животных такой функции нет, так как они управляются инстинктивным разумом.

Эволюционируя, ум смещается с внешней ориентации на объекты, на внутренние процессы, достигая полной интроверсии.

Внешний мир как бы исчезает, мозг вбирает в себя силы, и органические функции, концентрируя их энергию.

Существуют связь между дришти йогой и кундалини йогой.

Кундалини спит – и «третий глаз» спит. Область кундалини – это тазовое сплетение, область «третьего глаза» – область эпифиза. Процесс пробуждения кундалини связан с усилиями и тяжёлой работой по раскрытию центров всего тела и изменения обмена веществ и газообмена в крови и в легких.

Для такого пробуждения необходима вся жизненная энергия, которая накапливается благодаря практике контроля дыхания. Пробуждённая кундалини достигает причинного тела, которое имеет форму буквы «О» и соединяется с ним.

Дришти йога (созерцание) связана только с пробуждением нескольких областей внутри мозга. Эта форма йоги не включает в себя активные действия тела. Необходим только навык длительного удержания неподвижного положения тела ( сидхасана или падмасана).

При созерцании (дришти), космическое сознание пробуждается внутри мозга и связывает его физиологические функции с телом души, пребывающим в области третьего желудочка мозга. Постоянный процесс дришти (концентрация) на «третьем глазе» через оптические нервы таламуса постепенно приводит к открытию этой области.

Формы кундалини йоги также задействуют дришти – непрерывное удержание сознания в определённой точке, сопровождая данный процесс контролем дыхания. Созерцание появляется в этой форме йоги далее, на фоне изменения физиологии процесса дыхания.

Таламус и гипоталамус. Четвёртый желудочек мозга управляет такими факторами как температура тела, ритм дыхания и сердцебиение. Эта структура представляет собой массу серого вещества. Эта нервная ткань передаёт сигналы от органа (четвёртый желудочек) и выходит из продолговатого мозга как блуждающий нерв. К блуждающему нерву прикреплены две пары волокон, он управляет несколькими парами нервов (коих не менее 12). Это структура разветвляющихся нервов с основанием в области мозга, не менее 8 из них являются его продолжением.

Дыхательный процесс управляется блуждающим нервом, в котором существуют афферентные и эфферентные волокна.

Остановка выдоха и остановка вдоха регулируются этими нервными тканями. Эти волокна управляют функциями произвольных и непроизвольных вдохов – выдохов и идут к лёгким (там заканчиваются окончания блуждающего нерва).

Разрастание и сжатие, центробежные и центростремительные процессы, связанные с дыханием управляются оттуда. Нервные волокна имеют основание в таламусе и полосатом теле, которые представляют собой массу серого вещества, оформленные в 4-й желудочек мозга. Центростремительные нервы таламуса описываются как языки пламени (Агни), так как они несут энергию от внешних впечатлений (в основном, зрительных) к главному сенсомоторному органу – таламусу.

Нижняя часть заднего мозга. В области четвёртого желудочка существует область четырёххолмия, которая также побуждается к активности таламусом.

Таламус активирует передний гипофиз, а полосатое тело (corpus striatum) – задний. Гипофиз связан с межбровьем – фокусная точка центра межбровья, которая отвечает за процессы сдерживания эмоциональной активности.

Мозжечок располагается в области затылка. Мы не всегда можем управлять балансом тела с помощью сознательных усилий. Располагаясь в заднем мозге, мозжечок отвечает за навыки равновесия и ощущения тела в пространстве. Получая сигналы через мозг – древо жизни, нервная система автоматически отсылает их к спинномозговому отделу. Навык йогасан на баланс, включающих фиксации разных положений тела – тренирует функции мозжечка. К слову сказать, у отдельных животных этот раздел мозга может быть лучше развит, чем у людей. Но при этом у них отсутствует возможность его осознанного контроля.

Высшая и индивидуальная воля и интуиция. Инволюция сознания. Все процессы, проходящие в теле, направляются волей и интуицией – это два аспекта сверхсознательной энергии. Когда в поле неразделённого сознания привносится индивидуализированное восприятие или Эго, высшая воля становится обычным витальным импульсом. Интуитивное и сверхсознательное знание становится частным процессом. Знание делится в своём множестве, так как уже не направляется волей сверх сознания, включающего в себя все элементы мира. Целостная картина разбивается на фрагменты, каждый из которых, взятый в отдельном контексте, может быть противопоставлен другому фрагменту той же реальности.

Из такого разделённого восприятия строятся частные знания. Инструмент Эго раскрывает знание в попытках присвоить себе то, чем не в состоянии управлять. Это интеллектуальный и инстинктивный ум, направляемый разделением. В состоянии такого разделения сознания, мы не принадлежим сами себе, ни нашему истинному Я, а принадлежим ложной идентификации самих себя в форме Эго. Кто мы, мы не знаем, а то, что мы знаем, мы не в состоянии контролировать.

***

Июль 2011 Денис Заенчковский.

Комментирование закрыто, но трэкбэки открыты.