Происхождение и структура традиции

Вирашайва – очень древняя традиция. В начале каждой мировой эпохи (юги) в мир приходят 5 Учителей (Панча Ачарья), чтобы передать эту философию и практику святым аскетам, которые в свою очередь передают это знание ученикам. В каждую эпоху этих Учителей зовут по-разному. Так, в Двапара югу их звали:

  1. Ренукачарья – он передал это знание мудрецу по имени Агастья;
  2. Дарукачарья – он обучал мудреца по имени Дадхичи;
  3. Гхантакарна – передал традицию мудрецу по имени Вьяса, автору Махабхараты, об этой встрече упоминается в Сканда Пуране;
  4. Дхенукарна – передал традицию мудрецу по имени Сананда;
  5. Вишвакарна – передал традицию мудрецу по имени Дурваса.

В Кали югу (нынешняя эпоха) Учителей звали Реванарадхья, Маруларадхья, Экорамарадхья, Пандитарадхья, Вишварадья.

Соответственно, выделяют 5 главных центров (так называемых питха) вирашиваизма:

  1. Рамбхапури питха в штате Карнатака
  2. Удджайни питха в штате Мадхья Прадеш;
  3. Кедар питха в Гималаях;
  4. Шришайла питха в Карнатаке;
  5. Каши питха в Варанаси, Уттар Прадеш.

Любой вирашиваитский монастырь (матх) относится к одной из этих пяти питх.

Во главе 5 питх стоят 5 ДжагадГуру (Учителей Мира), которые вместе руководят всеми остальными вирашиваитами. В данный момент Каши питху, то есть Джангамавади матх) возглавляет Шри Чандрашекхар Шивачарья Махасвамиджи, который в июле 2010 посетил Москву и Санкт-Петербург.

В популярной книге «Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма» Садгуру Шивайа Субрамуниясвами упоминает, что традиция вирашайва была основана в 12 веке южно-индийским святым Басавешваром (Басаванна). Это не так. Басаванна был реформатором, в его время и при его активном участии традиция обновилась, возросла ее популярность. Но он сам начал с того, что отказался от упанаяны (традиционного ведического посвящения) и принял посвящение в вирашиваизм у Учителя, принадлежавшего к линии Рамбхапури питхи. У Басаванны был выбор, он мог выбрать любую из популярных в то время духовных школ. А он выбрал вирашиваизм. То есть до Басаванны вирашиваизм не только существовал и пользовался уважением. В книге «Танец с Шивой» есть и другие неточности в описании этой традиции, так что вряд ли можно рекомендовать ее как источник информации о вирашиваизме.

Комментирование закрыто, но трэкбэки открыты.