Философия

В шиваизме выделяют три основных течения – кашмирский шиваизм, вирашайва и южно-индийский шиваизм. Философия кашмирского шиваизма – адвайта, недвойственность души и Высшего Духа. Философия южно-индийского шиваизма – двойственность, то есть душа и Дух всегда раздельны, отличаются друг от друга.

Философия вирашиваизма (шакти вишишта адвайта) сочетает двойственность и недвойственность. Душа человека отделена (отличается) от Высшего Духа на начальной степени своего духовного развития, но благодаря практике душа возвращается к единству с Духом. Эту концепцию объясняют на примере большого костра и искр, летящих от него. Искра и костер одновременно и одинаковы по своей природе и различаются. Искра имеет ту же природу, что и костер, и может стать костром. Но от одной искорки не согреешься, и еду на ней не приготовишь. Так и душа человека – частица Высшего Духа.

Основная цель вирашиваизма – воссоединение индивидуальной души и Духа, человека и Бога. Можете называть это просветлением, можете называть освобождением, а вирашайвы называют свою духовную цель слиянием с Шивой.