Практика

Человеку не прожить без действий. За «кто виноват?» обязательно следует вопрос «так что же делать?» Не работает холодильник, что делать? Я заболел, как мне лечиться? Я хочу стать сильным как Валуев и таким же красивым, что мне делать? Будь то желание выйти из плохой ситуации, или желание улучшить свое состояние, в любом случае все упирается в вопрос: «что делать?» Так и с духовными традициями. Не важно, хотите вы избежать страданий или хотите общаться с богами на равных, в любом случае, если вокруг вашей головы еще не светится нимб, надо что-то делать.

Практика. Вот что важно. Практика должна приводить к цели. Если в философии заявлена недостижимая цель, что вам толку от такой философии?

В традиции вирашайва цель – слияние с Шивой, освобождение от ограниченности и обусловленности – то есть несвободы в реакциях. Что касается практики, то она сочетает действия, знание и преданность. Практика изменяется по мере духовного развития человека.

Здесь есть важный момент. Согласно философии вирашайва достичь освобождения (мокши, मोक्ष) человек может ЛИШЬ по милости Шивы. «विना प्रसादमीशस्य संसारो न निवर्तते।» – «Без милости Шивы не остановить колесо сансары». (Сиддханта Шикхамани, 17.60) Именно Господь освобождает человека, проявляя свою милость нему.

В Сиддханте Шикхамани говорится:

सर्वानुग्राहकः शम्भुः केवलं कृपया प्रभुः।
मोचयेत् सकलान् जन्तून् न किञ्चिदिह कारणम्
sarvānugrāhakaḥ śambhuḥ kevalaṁ kṛpayā prabhuḥ |
mocayet sakalān jantūn na kiñcidiha kāraṇam

Милостивый ко всем Господь Шамбху, Повелитель, освобождает живые существа лишь по своей милости. В этом нет никакой другой причины. (18.61)

Никаких усилий человека не хватит для освобождения, если на то нет милости Шивы. Считать, что сам накопишь духовных сил и освободишься – это как откладывать в копилку каждый день по 5 копеек в надежде, что скопишь на 3х-комнатную квартиру в Москве. Поэтому на самом деле практика выполняется не для освобождения, а для того, чтобы заслужить милость Шивы. И милость Господа выражается как раз в том, что человек чувствует желание заниматься практикой и имеет возможность развиваться в этом: «Именно великий Господь вдохновляет людей на благие (саттвичные) поступки» (महान् प्रभुर्वै पुरुषः सत्त्वस्यैष प्रवर्तकः।, Шветашватара Упанишада, 3.12)

Начинается практика обязательно с посвящения (дикши). Во время посвящения человек получает через Гуру «шактипат» (дословно, «нисхождение силы») – некоторое количество духовной энергии, которая и позволяет ему потом двигаться вперед. Сила шактипата зависит от степени внутренней готовности ученика. Посвящение – уже проявление милости Шивы.
За посвящением следует ежедневная практика.

Тут еще одна тонкость. Далеко не любые действия, даже благие, приносят милость Шивы. Еще Ади Шанкарачарья говорил, что для человека существует два пути, два долга (дхармы, धर्म): правритти (вовлекающая) и нивритти (невовлекающая). Первая, правритти дхарма, – это благие поступки (обряды, аскезы и т.п.), которые «ведут в рай», то есть призваны улучшить состояние человека – сделать его богаче, здоровее, успешнее… Вторая, нивритти дхарма, – это благие поступки (обряды, асезы и т.п.), которые ведут к самопознанию и освобождению. Рай – состояние относительное (всегда найдется кто-то еще более богатый и успешный). Мало того, это еще и временное состояния. То есть как бы здорово это ни было, это не навсегда. А вот самопознание дает счастье и свободу, которые уже никто не отнимет. Поэтому разумный человек должен сосредоточиться на практиках нивритти дхармы и не пратить попусту время на практики правритти.

В некоторых вирашайвовских текстах используются термины пашу-карма (действия животного, несвободного существа) и пати-карма (действия Хозяина), аналогичные понятиям правритти и нивритти соответственно.

В Шайва Агамах (текстах, на которых основана философия вирашайва) упоминаются пять действий, которые вызывают милость Господа. Их называют пятью великими жертвоприношениями (яджня, यज्ञ).

  1. аскеза (тапас, तपः)
  2. выполнение обрядов поклонения (карма, कर्म)
  3. повторение мантры (джапа, जपः)
  4. медитация (дхьяна, ध्यानम्)
  5. знание (джняна, ज्ञानम्)

В Парамешвара Агаме и в Сиддханте Шикхамани они описаны так:

शिवार्थे देहसंशोषस्तपः कृच्छ्रादि नो मतम्।
शिवार्चा कर्म विज्ञेयं बाह्यं यागादि नोच्यते॥
जपः पञ्चाक्षराभ्यासः प्रणवाभ्यास एव वा।
रुद्राध्यायादिकाभ्यासो न वेदाध्यायनादिकम्॥२३॥
ध्यानं शिवस्य रूपादिचिन्ता नात्मादिचिन्तनम्।
शिवागमार्थविज्ञानं ज्ञानं नान्यार्थवेदनम्॥
इति पञ्चप्रकारोऽयं शिवयज्ञः प्रकीर्तितः॥२४॥
śivārthe dehasaṁśoṣastapaḥ kṛcchrādi no matam |
śivārcā karma vijñeyaṁ bāhyaṁ yāgādi nocyate ||
japaḥ pañcākṣarābhyāsaḥ praṇavābhyāsa eva vā |
rudrādhyāyādikābhyāso na vedādhyayanādikam ||
dhyānaṁ śivasya rūpādicintā nātmādicintanam |
śivāgamārthavijñānaṁ jñānaṁ nānyārthavedanam ||
iti pañcaprakāro’yaṁ śivayajñaḥ prakīrtitaḥ ||

Истощение тела ради Шивы – это аскеза (тапас), но не любое физическое самоистязание. Под поклонением (карма) следует понимать поклонение Шиве, а не другие внешние жертвоприношения. Повторение мантры (джапа) состоит в повторении пятислоговой мантры (ом намах Шивая), или мантры ОМ, или гимна Рудрадхьяя, но это не чтение Вед и т.п. Сосредоточение на формах и качествах Шивы – это медитация (дхьяна), но не медитация на самом себе (на атме) и т.д. Знание (джняна) – это знание Шива-Агам, но не других учений. Таковы пять знаменитых шиваитских жертвоприношений. (9-23,24,25)

В Ведах описано множество различных способов истязания тела. Например, голодание «чандраяна». При этом нормальное дневное количество пищи делится на 15 частей. По мере убывания луны дневная порция пищи каждый день урезается на 1 часть. Соответственно, новолуние должно быть днем полного голодания. Затем, по мере роста луны, порция каждый день увеличивается на 1 часть.
Но в вирашиваизме это не считается аскезой. Аскеза – это те усилия, которые вы затрачиваете, чтобы собрать вещи для проведения Шива пуджи. Также аскезой будет соблюдение правила не прикасаться к пище, пока не проведешь пуджу. То есть каждый раз, перед тем как поесть, обязательно проводить пуджу. Если это делать всегда, без исключений, то это довольно сложная аскеза.

Кармой (обрядами, вызывающими милость Шивы), является только проведение Шива-пуджи. Ведические ритуалы – хома, агнихотра, исполняют желания человека, но освобождение дать не могут. Шри Кришна в Бхагавад Гите (2.45) говорит: «त्रैगुण्यविषया वेदा निस्त्रैगुण्यो भवार्जुन» («Учение Вед связано с тремя гунами – тамасом, раджасом и саттвой, составляющими сансары. Выйди за пределы трех гун, о Арджуна!»)

Джапа – повторение мантры «ом намах Шивая», звука ОМ, чтение гимна Рудрадхьяя (Шри Рудрам, Шатарудрия), пение бхаджанов Шиве. Повторение других ведических мантр даст вам процветание, но не милость Шивы.

Медитация (дхьяна). Нам нужна милость Шивы, поэтому думаем о Нем, о его свойствах и качествах, сосредотачиваемся на Его образе. Таким образом, через дхьяну, ум принимает форму объекта сосредоточения. «तत्र प्रत्ययैकतानता ध्यानम्» (Йога Сутра, 3.2) Так ограниченное существо становится Богом. Но если думать о себе как о теле, чувствах и т.п., то так и останешься телом, которое болеет, стареет и когда-то умрет.

Знание (джняна) – это знание сути философии шиваизма. Естественно, знание прочих наук (хоть современных, хоть древних) полезно, но увы, относительно – привязано к месту и времени. Аюрведа и джйотиш очень облегчат вам жизнь, но глобально проблемы не решат.

Итак, практикуйте, используйте эти все пять. Не надо метаться, хвататься за все практики. Помните о разнице между пашу (животным) и пати (хозяином). Один бегает по кругу на привязи, а второй идет своей дорогой. Уж решите, кем вы хотите быть, и каковы, соответственно, должны быть ваши действия.
И главное, наша цель – милость Шивы. А уж Он сам решит, в каком виде ее проявить.

2 responses to “Практика”

  1. Дмитрий

    А кто автор статьи?

Оставить ответ